Лекция №6 |
Вопрос 2 |
Технология MPEG-3. "Музыкальные войны" в Интернете.
"Музыкальные войны" в Интернете.
История MP3 заслуживает пристального внимания, так как скорее всего подобные изменения, порожденные Интернетом, ждут и другие традиционные области, и проходить они будут по сходному сценарию.
Кратко вспомним хронологию событий. Цифровой звук, вывели на рынок в начале восьмидесятых крупные электронные компании во главе с Sony. Первыми его носителями стали компакт-диски, коротко - CD. В это же время началось впечатляющее шествие персональных компьютеров, на которых, с появлением звуковых карт, и CD-ROM-ов, стало возможным записывать и воспроизводить цифровой звук. С распространением Интернета звук стало возможно пересылать по Сети. Но существовало серьезное препятствие: звуковые файлы на обычном компакт диске довольно громоздки. Одна композиция занимает до тридцати мегабайт. Оказалось, используя особенности восприятия звука человеком, можно, без особой потери качества, опустить часть звукового сигнала. Это позволило сократить или, как говорят компьютерщики, сжать файлы более чем в десять раз. Самый удачный стандарт сжатия, названный MP3, предложил к свободному распространению институт Фраунгофера. Сжатые звуковые файлы теперь можно скачать из Сети за несколько минут. Немедленно появились фирмы, предложившие такой сервис бесплатно, и в считанные месяцы миллионы людей стали их клиентами. Действовали пираты эфирных морей так: брали обычные компакт диски, переводили звук в MP3 - формат, не утруждая себя покупкой лицензий, и тысячами выставляли их в Сеть. Фирмы звукозаписи стали нести значительные убытки. Олицетворением зла в глазах лидеров аудиоиндустрии стали компании MP3.com и Napster. MP3.com просто беззастенчиво размещала на своих серверах чужие композиции, позволяя любому желающему их скачать. Масштабы её пиратства впечатляют. На сайте MP3.com сейчас размещено около семисот пятидесяти тысяч произведений, что более пяти лет непрерывного звучания. Сложнее обстоит дело с компанией Napster, так как на её сайте нет никаких музыкальных записей. Система Napster служит лишь средством связи между множеством частных лиц, которые хранят сжатые звуковые файлы на своих дисках и сами перекачивают их друг у друга, используя Napster только как удобного посредника и информационную среду. Несмотря на это, последовали многочисленные юридические атаки не только на MP3.com, но и на Napster. Подав жалобы в судебные инстанции, аудиокорпорации рассчитывали быстро прикрыть пиратские притоны. Но события развивались вопреки их ожиданиям. До начала судебных процессов услугами Napster-а пользовались около миллиона человек. Во время нависшей угрозы закрытия число пользователей системы возросло в сорок раз, и Napster стал одним из самых посещаемых узлов Интернета. Процесс против Napster-а стал настоящим событием американской жизни. Треть университетов запретили студентам использовать сервис компании. Кандидат в президенты Эл Гор сравнил Napster с американской демократией, видимо, пытаясь заручиться на выборах поддержкой молодежи.
Несмотря на судебные процессы продажи компакт-дисков продолжали падать. В ответ фирмы звукозаписи подключили ведущих музыкантов. Элтон Джон и Пол Маккартни начали кампанию по борьбе с бесплатным скачиванием музыки через Интернет под лозунгом: "Используя Napster и Gnutella, вы лишаете нас хлеба". Всё это время гиганты звукозаписи пытались найти стратегию изменения прежней системы распространения музыки, стараясь вывести Napster и MP3.com из игры. Но на сцене появилась программа Gnutella, в которой можно также как в Napster-е обмениваться файлами, но ей не нужен центральный сервер, который можно закрыть. Стало очевидно, что уничтожение Napster-а и MP3.com проблему не решит, а сделает процесс неуправляемым. Нельзя же действительно возбудить уголовные дела против миллионов пользователей. Дело ухудшается ещё и тем, что большaя доля продаж музыки приходится на молодежь, которая относится к авторскому праву без особого почтения. Запретить обмен файлами между частными лицами можно, но предотвратить нельзя. Достаточно вспомнить широкую распространённость и доступность стойкой криптографии. После шифрования практически невозможно будет доказать, что клиенты Gnutella обмениваются копиями дисков, а не звуковыми письмами друг другу. Даже, если поймать на пиратстве несколько человек, и потом довести до суда их дела, то это приведёт к серьезному противостоянию между звукозаписывающими фирмами и большим числом молодых покупателей их продукции. Такой сценарий может привести к появлению множества мелких частных обменных сетей, контроль за которыми будет так же эффективен, как и контроль за спиртным во время сухого закона. В качестве противоядия звукозаписывающие компании активизировали разработку различных методов защиты компакт дисков от копирования. Примером таких усилий стал проект фирмы SDMI, созданный 175 компаниями, работающими в медиа-индустрии. SDMI объявила о создании нового механизма защиты авторских прав на аудиозаписи. Чтобы проверить надежность своей разработки, SDMI предложила 10 тысяч долларов тому, кто сумеет найти брешь в защите системы. Всего за несколько недель хакеры предложили 447 способов взлома систем SDMI. Осенью ряды гигантов дрогнули. Первой поняла, что воюет не столько с пиратами, сколько с собственными покупателями, корпорация Bertelsmann. Она дезертировала с корпоративного фронта и заключила альянс с Napster. В течение нескольких недель о сотрудничестве с Napster заявили и другие лидеры рынка звукозаписи. Уладила свои основные конфликты, заплатив многомиллионные штрафы, даже откровенно пиратская MP3.com. 5 декабря, после семимесячного перерыва, она вновь открыла для всеобщего доступа службу скачивания песен из Интернета My.MP3.com.
Но и Интернет-компании также пошли на весьма значительные уступки. Большая часть их MP3-фонда стала платной, и они согласились на отчисления авторам и издателям музыкальных произведений. Размер ежемесячной абонентской платы за сервис Napster прогнозируется в пределах 5-15 долларов. Политика MP3.com схожа. Пользователь сможет бесплатно создать себе коллекцию не более, чем из 25 компакт-дисков, но ему придётся при этом видеть на мониторе рекламные картинки. Тот, кто заплатит 50 долларов в год, увеличит свою личную фонотеку на сайте MP3.com до 500 дисков. Более того, аудио-пираты включили в советы директоров своих фирм известных юристов. Napster пригласил на должность вице-президента по корпоративному и стратегическому развитию председателя совета при комитете по юрисдикции Мануса Куни. В совет директоров компании MP3.com вошел бывший судья калифорнийского апелляционного суда Ховард Вьенер. Получилось, честное слово, как в песне Булата Окуджавы: "Когда воротимся мы в Портленд, мы к судьям бросимся в объятья". Глядя назад, любопытно оценить, какие прогнозы аналитиков оказались ближе к пониманию цифрового будущего. Напомним, что именно ссылаясь на триумф бесплатного распространения музыки в формате MP3, предсказывалась смерть классическому имущественному авторскому праву. Другая крайняя точка зрения предвещала безжалостное уничтожение пиратов силами правопорядка, по крайней мере в развитых странах Запада, как только они покусятся на значительную долю коммерческого пирога. Правы же оказались те аналитики, которые считали, что новые цифровые и Интернет-технологии, безусловно, изменят каналы и формы оплаты за конкретный авторский труд, но саму эту оплату упразднить не смогут, иначе у авторов не будет постоянного стимула писать, а у фирм звукозаписи отбирать и раскручивать этих исполнителей. Потому что авторское право сейчас не только способ воздаяния за творческий труд, но и инструмент маркетинга медиа-корпораций, контролирующих миллиардные долларовые потоки. Считать, что медиа-гиганты исчезнут, смытые анархической волной - несерьезно. Их политика гораздо более эластична - они меняются сами и, опираясь на судебные процедуры, довольно быстро превращают пиратов в каперов, то есть грабителей, имеющих государственную лицензию на грабеж, которая дает пиратам шанс умереть в собственной мягкой постели, но заставляет отдавать "добрым людям" большую часть добычи. Да, механизм получения денег за музыкальные произведения становится другим: вместо покупки конкретного компакт-диска теперь будет взиматься определенная ежемесячная абонентская плата за постоянный доступ к общему массиву композиций, но бoльший гонорар, как и раньше, получат те авторы и издатели, чьи произведения пользуются бoльшей популярностью в Сети. То есть, Элтон Джон и Пол Маккартни зря беспокоятся за свое будущее.
Использованы материалы иточника: http://www.svoboda.org/programs/sc/2000/sc1219.shtml
Лекции: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8. |
Практические занятия: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8. |
|
Контакты с преподавателем: anx-int@narod.ru ignik@chat.ru |
Copyright © 2001г.
"Midnight Express". Копирование и использование данных материалов разрешается только в случае указания на источник получения информации, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса данного вэб-сайта http://anx-int.narod.ru |